Денег не хватает всегда. И чем их больше, тем острее это чувствуется. Трудно найти человека, который швырял бы деньги на ветер и не любил бы экономить. Но некоторые люди так увлеклись этим процессом, что это стало их смыслом жизни. Они говорят «Мы экономные!». Но слишком тонка черта между экономией и банальной жадностью…
Есть у меня знакомая девушка Лена. Когда она приходит в гости, первым делом выключает повсюду свет. Моих слов, что мне неуютно, когда из углов выглядывает темнота, она не понимает. Дома у Лены стоят энергосберегающие лампы с небольшим потреблением электричества. Тем не менее, даже их она постоянно тушит. О вредности такого освещения ей уже говорил офтальмолог, вся семья уже ходит в очках. Дома у Лены нет ковров – ведь их надо пылесосить и тратить на это драгоценную энергию. Увидев у меня посудомоечную машину, она было загорелась идеей – но быстро к ней остыла, узнав, сколько она «кушает» электричества. Даже сотовый телефон она старается заряжать на работе!
Другая знакомая, Аня, не перестает удивлять своих знакомых. Она установила к квартире счетчики на воду – начинание весьма похвальное – но теперь экономит по полной. Придя к ней в гости, мы увидели, что ванная полна ведер и тазиков, доверху налитых водой. На вопрос: «У вас что, воду отключили?» последовал ответ: «Я Никиту мыла, жалко было воду выливать, сейчас сливаем ее в унитаз, после туалета». Зная ее, не удивлюсь тому, что прежде чем разлить воду по тазикам – она вымылась в ней сама.
Один товарищ, Николай, добрый и отзывчивый человек. Можем говорить с ним по телефону часами, только если… звоню я. Если вызов идет от него, разговор продолжается не более двух минут.
Есть целая «армия» подруг и друзей, любителей поболтать по сотовому за мой счет. Сами практически никогда не звонят. Или вызов идет, но через два гудка сбрасывают. Когда набираю их, ответы однотипны – «долго ждали звонка» или «отвлекли». Доводов, что безлимитная связь не очень дорогая, они не слышат. Они настолько привыкли, что звоню я, что беседу заканчивают обычно словами: «Ну ты звони, не пропадай надолго». Иногда хочется ответить «Уж лучше ты!», но природная деликатность не позволяет.
Могу привести примеры, как благополучные семьи экономят на питании, или экономят на медицине и медикаментах, не посещая, например, стоматолога. Но со стороны это смотрится не столько смешно, сколь грустно.
Зарабатываю не как директор банка. И в чем-то приходится себе отказывать и ограничивать. Но до таких вещей не опускаюсь. Какой выход из этой ситуации? Простой – зарабатывать больше, благо, способы для этого есть – например, развивая свой профессионализм. Хочу пожелать Вам, дорогие друзья – становясь экономными, не становитесь жадными.